Техническое задание


Поиск исполнителя, который разработает сайт, чем-то похож на поиск врача-специалиста, если требуется его помощь. Или Вы потратите на выбор усилия: будете читать Интернет, распрашивать знакомых, пользоваться собственной интуицией... или испытаете удачу.

Многие потенциальные клиенты, обращаясь, первым делом спрашивают: "Сколько будет стоить сайт?" Но, как и со стоимостью лечения, в разных случаях получается разное. Разработчик должен узнать, какие перед сайтом ставятся цели, каковы целевые группы, на которые ориентируется заказчик, кто является его основным конкурентом, каким должен быть дизайн, как сайт будет наполняться, развиваться, продвигаться...

В устной беседе, заполняя анкету или излагая пожелания в свободной форме, Вы делаете первый шаг к тому, чтобы в процессе разработки и по её итогам получить ожидаемый и качественный результат. Далее разработчик должен переформулировать Ваши запросы в подробное Техническое задание, которое станет ключевым юридическим критерием будущего приёма работ.

Интернет-агентство должно формализовать достаточно много моментов: будет разработан уникальный дизайн или использован шаблонный (шаблонный дешевле, но плохо влияет на продвижение), в каких браузерах будет работать сайт (если сайт должен работать во всех версиях всех браузеров, Вас ждут серьезные дополнительные финансовые затраты), на какой системе управления (есть системы управления неудобные, медленно работающие), как будет продвигаться и пр.

Многие компании предоставляют разработку технического задания в качестве бесплатного бонуса к будущему сотрудничеству. При заказе у крупных игроков техническое задание может стать килограммами бумаги, это отдельный дорогостоящий продукт. Подход это хороший, но в реальности финансовый и временной ресурсы на него имеются у заказчика далеко не всегда.

"Тревожным звоночком" для заказчика на начальном этапе взаимодействия, является техническое задание, содержанием которого являются его собственные пожелания своими словами. Понятно, что бывают и другие "звоночки", например, — нежелание оформлять заказ "по-белому".

Если многое было заранее не продумано, не прописано, могло по-разному трактоваться, редко получается хорошо, даже если разработчики стараются. Каждый представлял своё, часы на старте не оказались сверенными.

Так, существует чек-лист, в котором — более сотни требований к сайту, если планируется SEO-продвижение. В типовом случае разработчики их не выполняют со всеми вытекающими из этого для заказчика последующими затратами, если продвижение потребуется.

Необходимо учитывать, что все решающие лица, которые будут принимать работы, должны принимать участие в процессе планирования сайта. Если общение с разработчиком полностью передано подчиненным, ожидания от сайта ключевых, принимающих решения лиц могут не оправляться.

По опыту, как бы подробно техническое задание ни формализовывалось, этого все равно бывает недостаточно, чтобы "попасть в десятку" с первого прохода. Что-то становится понятным заказчику только после того, как сайт начинает работать, и к этому варианту надо быть обеим сторонам готовыми.