Разработка сайта


В наше время большинство понимает, что для успешного ведения бизнеса сайт компании в Интернете иметь необходимо, но не всегда до конца представляет, что такое хороший сайт и как к нему прийти.

С моей точки зрения, хороший сайт - это сайт, который поддерживает и развивает проект заказчика, облегчает работу его сотрудников, делает их взаимодействие с клиентами более эффективным.

Понятно, что сайт может быть некоммерческим, тогда речь будет идти не о клиентах, а о другой целевой аудитории, и сайт должен тогда облегчать взаимодействие с нею.

Первый этап разработки сайта – составление технического задания. Это очень важный этап. Многие интернет-агентства предлагают заказчику изложить пожелания по сайту в свободной форме. Потом то, что заказчик написал, становится частью договора. И, если получилось так, что что-то было заранее не продумано, могло по-разному трактоваться, заказчик вряд ли получит инструмент, который ему необходим, даже если разработчики старались, что бывает далеко не всегда. Причина проста - даже опытный разработчик не знает бизнес клиента лучше самого клиента. Будет новый договор, изменения пойдут за счет вложения новых финансовых средств заказчика, так как условия первого договора были полностью соблюдены.

Другие компании составляют на этом этапе очень подробные технические задания. Разработка такого технического задания может занять несколько месяцев и будет стоить отдельную крупную сумму, оплачивающую это время исполнителя. Если эти средства и время есть, отлично. Вот только, по опыту, этого все равно бывает недостаточно, чтобы попасть с первого раза. Что-то становится понятным только после того, как сайт появляется, и к этому надо быть обеим сторонам готовыми.

Каким путём идем мы... Мы стараемся добиться во время написания ТЗ максимального вовлечения в процесс планирования сайта обеих сторон, и заказчика, и исполнителя. Не тратится время на формализацию мелких деталей - заказчик при этом должен в каких-то местах доверять опыту разработчика, идя за ним. Это время идёт на то, чтобы обе стороны поняли, что заказчику действительно нужно. Разработчик со своей стороны должен разобраться в бизнесе клиента, он должен относиться к будущим бизнес-результатам заказчика, как к своим собственным. Клиент должен немного погрузиться в особенности разработки сайта как бизнеса, понять логику своего партнёра. 

Западные теории в вариациях прогибают сегодня российскую ментальность под примитивные отношения в стиле дарвинизма и близкие к ним. И многие, ломая свое внутреннее, начинают плясать под мелодию, которая им совершенно не подходит, потому что она обещает скорое решение проблем. Будучи примененными к бизнесу - финансовых проблем, которые есть сегодня у всех, и у разработчиков, и у олигархов.

Однако, иногда можно перешагивать через навязанные кем-то правила, быть от них свободным. Это тоже непростой путь - пытаться понять и свои интересы, и интересы партнёра, учитывать и те, и другие одновременно. Но только такой вариант приводит к отношениям продуктивным, длительным. Так бывает в хорошей семье, хорошем рабочем коллективе, и сайты на основе такого подхода тоже получаются. 

Сначала мы просим заказчика заполнить анкету, в которой он указывает, какие сайты ему нравятся, какие не нравятся. Какова целевая аудитория проекта и задачи, которые стоят перед сайтом. Каковы требования к дизайну, каким должны быть меню и карта сайта, какие сайту нужны программные модули и пр. 

Цель такой анкеты - побудить заказчика начать думать. Она будет только отправной точкой к последующей серии переговоров, по результатам которых может проявиться хорошее Техническое задание, которое позволяет и заказчику, и исполнителю "быть на одной волне", примерно одинаково увидеть, что должно получиться по итогам.

Второй этап – подбор и покупка доменного имени. Проблема здесь в том, что лучшие имена в популярных доменных зонах давно заняты, хотя и не всегда владельцами используются. А вдруг я займусь продажей воздушных змеев, вот и доменное имя удалось схватить хорошее... Существует отдельный бизнес тех, кто скупает перспективные доменные имена, а затем перепродает их. Но больше тех, кто годами платит за домены, которые так и не оживит.

Существуют определенные критерии при подборе доменного имени. Доменное имя должно быть кратким, легко запоминаться. 

Хорошо, если в доменном имени присутствует название бренда или ключевое слова, по которому пользователи могут искать сайт. 

Лучше, если написание доменного имени по-английски будет однозначным. Так, если мы создадим компанию, которая будет продавать зимний спортивный инвентарь и домен на слух будет звучать как “лыжи.ру”, а потом будем проводить рекламную компанию на радио, пользователь вряд ли заполнит, как точно пишется "ы" – через английской "i" или "y"? А с буквой "ж" возникнет ещё больше проблем. И клиент, пытаясь в Интернете найти компанию, которая затратила солидную сумму на рекламу, может легко попасть на сайт к её конкурентам.

Единственный выход в такой ситуации – закупить все домены пачкой, и с "i", и с "у", и со всеми вариантами, которые могут у пользователя в голове возникнуть при написании буквы "ж". Вот только это не всегда возможно.

Также не очень хорошо, если в доменном имени присутствует дефис, так как пользователи будут забывать его набирать.

Третий этап, разработка дизайна, является одним из самых конфликтных при взаимодействии заказчика и исполнителя, так как часто принимающих сайт лиц много, и далеко не все они участвуют в разработке Технического задания. К этому добавляются недоформулированные ожидания: "Я же представлял себе это совершенно иначе, просто не договорил". По итогам, когда заказчики видят результирующий дизайн, разработанный в стиле "3 эскиза в соответствии с ТЗ, остальное - за дополнительные деньги", то расстраиваются, так как получилось совсем не то, что они себе представляли, притом каждый - своё. 

Заказывая разработку сайта, заказчики должны в том числе договориться между собой, прийти примерно к одному видению того, что должно получиться. И если руководитель компании по вполне понятным причинам, среди которых может быть не только занятость, решил не участвовать в процессе разработки Технического задания для сайта, а переложить заказ, например, на технического специалиста компании, то и сайт получится во вкусе этого специалиста и будет соответствовать его объему понимания бизнес-процессов.

Все привыкли, что в левом верхнем углу сайта находится логотип, при клике на который мы попадаем на главную страницу сайта. Есть определенная путаница в терминологии. Кто-то считает, что логотип - это только текст, а если визуал не текстовый, то это не логотип, а эмблема. Кто-то называет логотипом и то, и другое. Дополнительно заказчику необходимо понять, требуется ли ему юридически зарегистрировать права, и появляется такое понятие, как товарный знак.

Так или иначе, логотип должен быть уникальным, запоминающимся. Он должен в графической форме отражать суть бизнеса. Он должен быть настолько простым, чтобы заказчик, даже если не имел особых успехов по рисованию в школе, мог самостоятельно его ручкой на бумаге воспроизвести. 

Кроме того, по техническому заданию разрабатывается дизайн главной страницы сайта и дизайн основных типов внутренних страниц, а также дизайн кнопок и баннеров для того, чтобы размещать их на партнерских сайтах, и по клику на них пользователь мог бы попадать на сайт клиента.

Иногда для сайта являются полезными анимационные элементы, которые располагаются чаще всего с целью привлечь внимание пользователя к определенной информации на странице.

Четвертый этап – программирование сайта. Даже самый простой сайт-визитка сегодня обязательно должен иметь систему управления, позволяющую сотруднику организации самостоятельно наполнять сайт новыми материалами, без участия веб-мастеринговой компании.

Однако для того, чтобы сайт был настоящей поддержкой для бизнеса, часто требуется сложное программирование - интернет-магазина, электронной витрины и прочих сервисов, которые уменьшают нагрузку на сотрудников компании при подборе и заказе клиентами товаров и услуг, освобождая их время для более важных задач.

Отдельная тема – это разработка мобильной версии сайта, программирование которой отличается от основной версии и в последнее время все более востребовано.

Пятый этап – наполнение сайта контентом, т.е. содержимым. И здесь разработчики текста, или копирайтеры, должны учесть, помимо пожеланий заказчика, интересы еще двух участников web-процесса. С одной стороны, тексты на сайте должны быть интересными и полезными для пользователя, желательно – проиллюстрированными рисунками, фото, графиками и т. д.

С другой, текст должен соответствовать определенным критериям, чтобы сайт хорошо индексировался поисковыми системами. Так, например, желательно, чтобы на страницу было естественно встроено некоторое количество ключевых фраз, по которым пользователь может искать товар или услугу в Интернете и много других тонкостей.

Среди заказчиков бытует мнение о существовании продающего текста. Когда пользователя приводят с помощью продвижения сайта на страницу, он читает, и тут же идёт вынимать деньги из своего кармана. Осталось только найти того, кто за 1000 рублей напишет этот текст, делающий из потребителя зомби. Только не совсем понятно, почему тогда он всё еще пишет тексты, а не миллиардер на Канарах. Однако, это скорее миф, а реальная цель – это текст грамотный, интересный, понятный, искренний и так далее.

Шестой этап – поддержка сайта. Она может включать наполнение сайта информацией, как подготовленной заказчиком, так и написанной исполнителем, хостинг и пр.

Заказчики часто стремятся здесь экономить и поручить все эти задачи одному из сотрудников компании. Логика здесь понятна, когда речь не идёт о портале крупном и сложном. Кроме того, этот подход оставляет открытыми такие вопросы, резервное копирование, позволяющее восстановить сайт в случае атаки и пр.

Седьмой этап – сбор статистики посещаемости сайта. Для этого на сайт устанавливается счетчик, например, Google analytics или Rambler top 100.

Наиболее востребованные показатели Google analytics предоставляет бесплатно, но есть и более сложные, платные, услуги. Среди бесплатных, например, анализ посещаемости сайта – количество уникальных пользователей, которые за определенный период, например, за месяц, зашли на сайт, количество сеансов (оно отличается от количества пользователей, так как один пользователь мог зайти на сайт несколько раз), количество посещенных страниц...

Можно узнать характеристики аудитории, например, какое количество сеансов было из какой страны, из какого города и так далее.

Можно проанализировать источники трафика, чтобы понять, откуда пользователей приходит больше – из каких поисковых систем, из каких социальных сетей, с каких партнерских сайтов были осуществлены переходы, или может быть пользователь стал постоянным посетителем сайта и заходит на него по ссылке в Избранном.

Еще одним важным элементом при анализе статистики является поведение пользователя на сайте, например, рейтинг страниц, какие пользуются у пользователей наибольшим интересом.

Восьмой этап – продвижение сайта. Еще на этапе планирования и разработки Технического задания необходимо выбрать будущую программу продвижения сайта. Заказчик редко задумывается об этой задаче заранее. Она отдельно напрягает логику и хочется оставить её "на потом". Однако к нам приходили клиенты, которым другая веб-мастеринговая студия разработала сайт, вполне себе красивый, но поисковая система через несколько месяцев после завершения разработки его так и не нашла.

Вы можете подробнее почитать о том, как продвижения встраивается в маркетинговую кампанию заказчика, в статье "Продвижение сайта".

Если учесть все эти требования, рождается сайт, новый, привлекательный, интересный, который будет расти и всё лучше отвечать и бизнес-задачам компании, для которой был создан, и интересам её клиентов.

Если изложенный подход к разработке сайта Вам подходит, обращайтесь прямо сейчас, ждём и будем рады сотрудничеству!


Статья является оценочным суждением генерального директора ООО "Бригантина" Е.Зайко.