Как составить Техническое задание


Первый этап разработки сайта – составление технического задания. Это очень важный этап. Многие интернет-агентства предлагают заказчику изложить пожелания по сайту в свободной форме. Потом то, что заказчик написал, становится частью договора. И, если получилось так, что что-то было заранее не продумано, могло по-разному трактоваться, заказчик вряд ли получит инструмент, который ему необходим, даже если разработчики старались, что бывает далеко не всегда. Причина проста - даже опытный разработчик не знает бизнес клиента лучше самого клиента. Будет новый договор, изменения пойдут за счет вложения новых финансовых средств заказчика, так как условия первого договора будут полностью соблюдены.

Другие компании составляют на этом этапе очень подробные технические задания. Разработка такого технического задания может занять несколько месяцев и будет стоить отдельную крупную сумму, оплачивающую это время исполнителя. Если эти средства и время есть, отлично. Вот только, по опыту, этого все равно бывает недостаточно, чтобы попасть с первого раза. Что-то становится понятным только после того, как сайт появляется, и к этому надо быть обеим сторонам готовыми.

Каким путём идем мы... Мы стараемся добиться во время написания ТЗ максимального вовлечения в процесс планирования сайта обеих сторон, и заказчика, и исполнителя. Не тратится время на формализацию мелких деталей - заказчик при этом должен в каких-то местах доверять опыту разработчика, идя за ним. Это время идёт на то, чтобы обе стороны поняли, что заказчику действительно нужно. Разработчик со своей стороны должен разобраться в бизнесе клиента, он должен относиться к будущим бизнес-результатам заказчика, как к своим собственным. Клиент должен немного погрузиться в особенности разработки сайта как бизнеса, понять логику своего партнёра. 

Западные теории в вариациях прогибают сегодня российскую ментальность под примитивные отношения в стиле дарвинизма и близкие к ним. И многие, ломая свое внутреннее, начинают плясать под мелодию, которая им совершенно не подходит, потому что она обещает скорое решение проблем. 

Однако, иногда можно перешагивать через навязанные кем-то правила, быть от них свободным. Это тоже непростой путь - пытаться понять и свои интересы, и интересы партнёра, учитывать и те, и другие одновременно. Но только такой вариант приводит к отношениям продуктивным, длительным. Так бывает в хорошей семье, хорошем рабочем коллективе, и сайты на основе такого подхода тоже получаются. 

Сначала мы просим заказчика заполнить анкету, в которой он указывает, какие сайты ему нравятся, какие не нравятся. Какова целевая аудитория проекта и задачи, которые стоят перед сайтом. Каковы требования к дизайну, каким должны быть меню и карта сайта, какие сайту нужны программные модули и пр. 

Цель такой анкеты - побудить заказчика начать думать. Она будет только отправной точкой к последующей серии переговоров, по результатам которых может проявиться хорошее Техническое задание, которое позволяет и заказчику, и исполнителю "быть на одной волне", примерно одинаково увидеть, что должно получиться по итогам.