Как составить Техническое задание


Составление технического задания - первый этап разработки сайта.

Многие интернет-агентства предлагают заказчику на начальном этапе взаимодействия изложить пожелания по сайту в свободной форме. Потом то, что заказчик написал, просто становится частью договора. В большинстве случаев получается так, что слишком многое было заранее не продумано, не прописано, могло по-разному трактоваться... В итоге, заказчик не получает сайт, который ему необходим, нравится. При таком подходе редко получается хорошо, даже если разработчики старались, что бывает, к сожалению, далеко не всегда.

Встречаются и экзотические случаи, когда, например, дорогой сайт через несколько месяцев после разработки не индексируется поисковиками и пр.


Причина проста - даже опытный разработчик не знает бизнес клиента лучше него самого. Будет новый договор, изменения пойдут за счет вложения новых финансовых средств заказчика, так как условия первого договора будут полностью соблюдены. К нам часто обращаются именно в таких случаях, уже получив первый, неудачный, опыт взаимодействия с разработчиками сайтов.


Есть компании, которые на первом этапе составляют очень подробные технические задания. Разработка такого технического задания может занять несколько месяцев, является отдельным продуктом и стоит очень крупную сумму. Но такие средства и время имеются у заказчика далеко не всегда.

Плюс, по опыту, как бы подробно техническое задание ни формализовывалось, этого все равно бывает недостаточно, чтобы во всем "попасть" с первого раза. Что-то становится понятным заказчику только после того, как сайт появляется, и к этому надо быть обеим сторонам готовым.

Каким путём идем мы... Мы стараемся добиться во время написания технического задания максимального вовлечения в процесс планирования сайта обеих сторон, и заказчика, и исполнителя. Не тратится время на формализацию несущественных деталей, таких, как дизайн систмы управления, например, - заказчик при этом должен в таких местах доверять опыту разработчика. Обе стороны должны понять, что заказчику действительно нужно.

Разработчик при этом должен по возможности немного разбираться в бизнесе клиента и относиться к будущим бизнес-результатам заказчика, как к своим собственным. Клиент также должен немного погрузиться в особенности разработки сайта и пр.

Вначале мы просим заказчика заполнить анкету, в которой он указывает, какие сайты ему нравятся, какие не нравятся. Какова целевая аудитория проекта и задачи, которые стоят перед сайтом. Каковы требования к дизайну, каким должны быть меню и карта сайта, какие сайту нужны программные модули и пр.

Цель такой анкеты - побудить заказчика начать думать. Она будет только отправной точкой к последующей серии переговоров, по результатам которых может проявиться Техническое задание, которое позволяет и заказчику, и исполнителю "быть на одной волне", примерно одинаково увидеть, что должно получиться по итогам разработки сайта.